• Наталья Гончарова: К счастью, уже начался период реформ. Обратного пути у нас нет, поскольку все изменения, в том числе и в деятельности КП “Киевреклама”, проходят под жестким контролем общественности

    
    

    NG2

    Наталья Гончарова в мае возглавила коммунальное предприятие “Киевреклама”, которое выполняет две основные функции: заключает договоры с операторами наружной рекламы и борется с незаконно установленными рекламными конструкциями. Глава “Киеврекламы” знает этот рынок изнутри, так как сама пришла на должность из компании-оператора наружной рекламы. В ее планах — сократить количество рекламных конструкций на треть, а поступления в бюджет при этом увеличить в ближайшие два года. Считает, что это реально, если дадут завершить начатые реформы. Именно для этого и идет на выборы в Киевсовет от президентской партии.

    Вы пришли на эту должность из бизнеса, и как никто другой должны понимать проблемы операторов наружной рекламы, знать их основные претензии к власти. Можете озвучить главные причины недовольства? В отношении “Киеврекламы” у операторов претензий нет, поскольку у предприятия ограниченные функции: мы выявляем незаконные рекламные конструкции, передаем данные в Департамент градостроительства и архитектуры КГГА, который формирует приказы на демонтаж; демонтируем носители, установленные с нарушениями, и собираем средства в бюджет за временное пользование местами для размещения рекламы.

    В этом году мы работаем достаточно динамично. Количество демонтированных конструкций по сравнению с прошлым годом выросло на 30%. И это только на пользу законопослушным владельцам носителей, теряющим прибыль из-за демпингующих нелегалов.
    
    Но к власти в целом претензии, конечно, есть. В основном они касаются вопроса оформления разрешений на размещение рекламных конструкций, поскольку процедура достаточно сложная, затянутая во времени и не очень прозрачная.
    
    Как в таком случае можно решить проблему с долгим оформлением? 
    Ведь не каждый сможет ждать три месяца.
    
    Три месяца? Вы оптимист! Хотя по закону вся процедура получения разрешительных документов должна укладываться в 10 дней, предпринимателям иногда приходится ждать по полгода и более. Но заявитель является непосредственным участником процесса. Когда он получает бланки на согласование, то должен обойти все инстанции, чтобы собрать необходимые согласования. Насколько быстро и успешно это будет сделано, зависит от него самого. Поэтому и появляются нелегальные рекламные конструкции — легче самовольно поставить носитель, а в случае демонтажа забрать его со штрафплощадки, компенсировав наши затраты, и вернуть на прежнее место. Это выгоднее, чем месяцами ходить за разрешением, не понимая, получишь ты его или нет. Власти столицы сейчас работают над решением этого вопроса, а именно над внесением изменений в действующий Порядок размещения наружной рекламы.
    
    Вы сказали, что процедура получения разрешения не всегда прозрачная. В чем это заключается?
    
    Документ, поданный в разрешительный центр, во время своего пути по разным инстанциям получает несколько регистрационных номеров. Поэтому самому заявителю сложно отследить, на каком этапе он находится. Нередки случаи, когда документ вообще невозможно найти. Именно в этом, собственно, и заключается непрозрачность.
    В основном киевляне жалуются на то, что реклама уродует город. Как вы будете с этим бороться?
    
    Проблема столицы не в том, что она утонула в нелегальной рекламе, а в том, что большинство носителей, которые нам так мешают, установлены с разрешениями. Следовательно, только демонтажом незаконных конструкций мы не улучшим внешний вид города.
    
    Суть проблемы — в основных нормативно-правовых актах, регламентирующих отрасль. Имеются в виду Порядок размещения рекламы и Концепция развития внешней рекламы, которые далеки от совершенства, поскольку многие их пункты можно трактовать двояко. Этим долгие годы злоупотребляли как чиновники, так и представители бизнеса, что привело к хаотичному, бессистемному размещению рекламы в Киеве. Некоторые форматы, например, брандмауэры, вообще не вошли в Концепцию и теперь считаются нелегальными.
    
    Чтобы навести порядок в столичной рекламной отрасли, нужно четко прописать нормативно-правовые документы, установив понятные и единые для всех правила работы.
    
    На каком этапе сейчас находятся изменения Концепции развития внешней рекламы?
    
    В апреле обновленные Порядок и Концепция были опубликованы для общественного обсуждения и подачи предложений. Сейчас эти документы находятся на рассмотрении постоянных депутатских комиссий Киевсовета.
    
    Кроме Концепции и Правил, разработан справочник по обустройству городского пространства, в котором также есть пункты, относящиеся к рекламе — рекомендации по размещению вывесок. Пользуются ли предприниматели этими рекомендациями и будут ли приводить вывески в соответствие им?
    
    Вывески — это отдельная тема. С одной стороны, предпринимателям без них никак не обойтись, а с другой — нет четкого порядка легализации носителей данного формата. Фактически, он сейчас заблокирован. Мы с этой проблемой столкнулись в начале апреля, когда начали массовые демонтажи. Согласно приказам Департамента, вывески нужно было снимать, поскольку на них не было необходимых документов. Но вместе с тем мы понимали, что оказывается давление на малый и средний бизнес. Сейчас разработан новый порядок размещения вывесок, который, я надеюсь, скоро будет утвержден и начнет действовать.
    
    После того как предприниматели смогут узаконить свои вывески, они будут обязаны следовать определенным условиям их размещения?
    
    В новом порядке размещения вывесок должен четко регламентироваться их размер, внешний вид, материалы изготовления и прочие параметры. Эти требования необходимо привязать к архитектуре фасада здания, на котором размещается носитель. В 2011 г. подобный документ был принят во Львове, который сейчас может служить примером для Киева. Безвкусных, "кричащих" вывесок там нет, по крайней мере в историческом центре города. Но думаю, что эстетические требования будут носить скорее рекомендательный характер.
    
    Когда может заработать такая система?
    
    Я очень рассчитываю, что в первой половине 2016 года.
    
    Сколько, по вашему мнению, в городе должно остаться рекламных конструкций?
    
    Политика нынешней столичной власти направлена на гуманизацию городской среды. Мы должны сбалансировать количество наружной рекламы с тем, чтобы соблюсти интересы Киева и бизнеса. С моей субъективной точки зрения, количество конструкций нужно уменьшить до 10 тыс. единиц (сейчас в столице порядка 15 тыс. рекламных носителей, не считая вывесок и кронштейнов, из которых примерно четверть незаконные — Прим.). Что касается доходов бюджета, надеюсь, их получится удвоить уже в 2016-2017 г. Конечно, мы сейчас забегаем наперед. Скоро местные выборы, и все будет зависеть от результатов. Если Виталия Кличко повторно изберут мэром, то я уверена, что начатые реформы будут внедрены. Для меня ярким примером являются заседания антикоррупционного совета при мэре. В последнее время были уволены порядка 400 чиновников и открыто около 60 криминальных производств. С таким подходом мы сделаем город комфортным.
    
    Проводился ли в этом году аудит КП "Киевреклама", какие нарушения были обнаружены и на какие суммы?
    
    Мы заказали аудит деятельности КП за 2014 г., который завершился в июле. Глобальных нарушений не выявлено.
    В этом году наблюдается сокращение поступлений от рекламы по сравнению с предыдущим годом (160 млн грн в конце 2014 года против 125 млн грн, запланированных на 2015 год). Вместе с этим сокращается количество рекламных конструкций. Чем планируете компенсировать это сокращение средств?
    
    Говорить о сокращении не совсем верно. Площадь законных носителей, за которые идут отчисления в бюджет, наоборот, увеличивается. Мы ведем конструктивный диалог с бизнесом и уже получили обратную связь. За счет приведения площадей в соответствие с разрешительной документацией и выведения нелегального инвентаря из тени мы уже дополнительно привлекли в казну более 3,1 млн грн в год.
    
    Город не стал получать меньше средств от рекламы. Разница в цифрах, указанных в бюджетах столицы прошлого и текущего годов, получилась из-за перераспределения поступлений. Если раньше большая часть денег, собранных за временное пользование коммунальным имуществом для размещения рекламы, шла в спецфонд бюджета, то сейчас почти все средства от рекламы на транспорте перечисляются напрямую балансодержателям. Так, "Киевский метрополитен", "Киевпастранс" и "Киевавтодор" уже получили за январь-сентябрь более 15 млн грн. Вместе с тем "Киевреклама" по итогам девяти месяцев перевыполнила план отчислений в бюджет на 18 млн грн (всего направлено непосредственно в казну свыше 110 млн грн).
    
    Планируется ли повышение стоимости аренды для рекламных операторов?
    
    Для повышения тарифов за пользование коммунальным имуществом пока нет предпосылок. Город все еще переполнен носителями, среди которых сохраняется достаточное количество нелегальных. Если сейчас поднять планку, то это убьет законопослушный бизнес, которому и так нелегко выживать в условиях экономического кризиса и демпинга.
    
    Прежде чем усиливать на него нагрузку, нужно сбалансировать ситуацию в отрасли, усовершенствовав регуляторные документы и искоренив нелегалов.
    
    Считаете ли вы, что в Киеве следует убрать рекламу вдоль дорог, особенно ту, 
    которая мешает водителям?
    
    Конечно, следует. Я тоже водитель, и пересекая, например, перекресток, на котором установлен светодиодный экран, понимаю насколько это опасно. Дело в том, что у нас не выполняются действующие нормы. Владелец конструкции, прежде чем получить разрешение на ее установку, должен согласовать размещение в ряде инстанций, в том числе и в ГАИ. Там ему могут поставить штамп "согласовано" и сделать ряд замечаний, которые попросту игнорируются, ведь документ с визой уже на руках. Конструкция устанавливается, наши специалисты фиксируют нарушение, но аннулировать разрешение практически не возможно. Для этого существуют только три основания — письменное обращение самого заказчика, неразмещение конструкции в течение полугода, непереоформление документов в случае смены собственника рекламоносителя. Владельцы прекрасно знают об особенностях этой процедуры и продолжают зарабатывать деньги, заботясь только о своем кармане.
    
    К счастью, уже начался период реформ. Обратного пути у нас нет, поскольку все изменения, в том числе и в деятельности КП "Киевреклама", проходят под жестким контролем общественности. Надеюсь, положительные результаты мы увидим в ближайшем будущем.
    
    
    Источник: http://delo.ua/ukraine/v-stolice-nuzhno-ostavit-10-tys-reklamnyh-konstrukcij-i-uvelichi-305098/?supdated_new=1444301829 © delo.ua
    
    
    
    
    

    Рубрики: Інтерв'ю